Литературный онлайн-журнал
Лаборатория

Полина Ходорковская. цикл водонапорным башням

☊ грунтовые воды

Полина Ходорковская. цикл водонапорным башням


саше

нос кораблиный   шагом твоим продлится
вот на корму одно за другим восходят
беззащитные лица Сада
ты невольник запоминать их все     и всего-то
наносить на глазной кристаллик земного телёнка   чтобы когда-то
разомкнулись овалы стали кольцом
вкруг прозрачных и бурбонских пальцев последнего чада

как говорить тебе с ним
не отделив оставшегося ребра
по выемке кости струятся дремучие звери колени разъятые птицы
как это можно дарить если ты такой
целый   глухое игольное ушко   неопадающая ресница

источаются в средний воздух
корпусы чудо из плоти животворной монады
там внутри есть только синица и ей никуда не деться да ей и не надо
только телёнок земной овалы толок в му ку му ку и слепцам в награду
а ребро никуда не встанет оно идёт по воде запоздало
белое как фата и как фауст кипуче

стучит возмущённое     и волнуется средний воздух
воссоздаётся прореха и гремит как сущее страшно
там где не было ничего     есть ребро и его принимает
одна на весь воздух     водонапорная башня

⋋ опорный ствол

Полина Ходорковская. цикл водонапорным башням


я и вижу что сфинкс    не прошу исчерпать лицо
в слуховых полых трубках давно пребывает вода
один шуман к ней подпускаем, творимый пó
так лежачему ответному камню
и такая моя пора

поднебесье новорождённому аисту уберечь
неживое тело свербит: ни узнать ни меч
в ножнах твоих не встретит кто неувечен
чересчур непорочно зачат

если так благотворителен дом твой
так спасителен ниц
это грубо    и гордиться здесь   нечем

я не люблю объяснения этого большеротого существа
из водонапорной башни его тянется только сперва
добровольного духа как укорителен добрый дух
пристально сопрягает пальцы в замок и прячет туда слезу
ни мою ни свою    а так

крохотночасословный я всё же спасаюсь ниц
всё же благотворительно открываю дверь
посмотри    как руки мои вынужденно для тебя и для всех пусты
нет во мне удивления Сарры нет плодородия Встречи
но блаженность ходьбы

и когда сфинкс снова медленно разевает рот
я невинно целую его и сейсмическое зерно
и наивные руки дрожат
обретая пустотность семейных тяжёлых комнат
ясность песка налипающего на глаз

мы с тобой близнецы только я ничего о тебе не вспомню

⇴ трубопровод

Полина Ходорковская. цикл водонапорным башням


он сводит голубей вглубь рук   на зёрнышко разомкнутых
всего на образ    там    глубоко    меридиан-веретено
для пярта долготерпеливо,   как стигматы
во лбу у пярта одновременны семь пядей
они неслышно светятся: себя
будь ещё тоньше
но не тронь
не верь в нас

и пярт и голуби становятся покорны
и голубиный зоб воркуя испускает казнь
и порознь горя    у башенной пяты у человечьих пят
растут обратно дoски литосферы
они и тоньше   и неприкосновенны    снова
нельзя измерить колокольчики ни пядью
их месторождение —
их же усыпальница

не ощущают пальцы пяртовы укол веретена
оно плод завязи предугадает ненарочно
слепое жало выпустив в цветок так вот он где
для нас иной и пепельный — не то во снах заранее —
перенимай теперь в пыльцу мой стан мой
позвоночник
перемоли всех голубей обратно в голубя
не опылив до вашего слияния
сосредоточенного блеска лиц в анфас

цветок правдоподобный, ты впереди и с башней из тычинок
каждым кивком бутона упорней в землю ввинчен
ты слишком илаяли ты един    а голубей всё больше
и пыльцы желание

✑ резервуар

Полина Ходорковская. цикл водонапорным башням


о трещине черепной заранее неизвестно — она беззвучна
будто с коленной чашечки пьет павший жучок напоследок
или запросто кровь — уховёртка   но уховёрткам вообще-то
твоё среднее ухо скучно

о, перепонка немузыкальная, маленький инструмент
для домоседной лягушки с телемаховым брюхом:
треск твой открытого лба изнутри — отражая глухо
себя, отражает только строение стен

здесь голова на траншее множится в головы гидры
ты пущен по самой дремучей и генетически незнакомой,
то есть сосуду с пахучей тиной и допотопной кровью:
ты ни слухом ни духом не старишься вмешиваясь вполсилы

на высоту, где кратер не расщепить — только память
воды   но не вода сама   перенимает причину
тебя не смотри, человече, ты уже дальше Её середины
толща мандорлы и ты — постоянный — изменились местами

вот она оставляет тебя во внутреннем кирпиче
вот она строя Дом не оставит камня на камне
вот твою раковину моет ребёнок в ванной
на башне лицо трещит исполняя порядок черт

∰ внутренняя лестница

Полина Ходорковская. цикл водонапорным башням


Не хочу никогда узнавать, как тебя назовут, для меня
                   ты есть камень, пускающий вместо кругов по колодцу полые корни
в жизни лишенной толще,
мелкоглазый тапир, весь в земле,   ты — хобот-удильщик
ты одной лишь глубоководностью нехороший
    и хороший одним беспорядком, что здесь наводишь
восхожу — за моей обыкновенной ступнёй
чередуются грифельный след и след серповидный,
                                                                        бесцветный, злорадно бесцветный —
им истираются ископаемые вдоль по твоей окружности
говорю — и по длинному горлу ступая свершаюсь
у тайного твоего рта
  наступает дрожь послушания

о, эта радость утратить после усталости обретать:
больше не будет цепи посменных приливов    отливов    приливов
купол плотно сидит кромешной шапкой-ушанкой на нас, пусть не так намагничен
и пускаются в бег прочь от центра все петли, спасаясь вспять
за последним зелёным лучом, неизбывным и зимним
   за вымирания осью тапира. Глаз оконной розы ветров — один
                                неправилен, тяжко избыточен, неизменяем

ты — намокшая спичка, камень, тень, пребывающая в покое,    всё еще только камень

✼ смотровой люк

Полина Ходорковская. цикл водонапорным башням


…гало хранит для тебя терпеливо круглых своих святых
но их страшное множество — неясно, с которым слиться
дудочка и кувшинчик встречают твой дух и под дых

вместе влекут наверх    вплетая слабой косицей
к песням невинности, тебя предсказавших, в ясли
воздуха, в гнездо становящееся, во языцех

неотличимы с тобой до полудня мудрец и пазл:
то ли пока непосилен, то ли себя превосходишь —
гало не примет кентавров и ослепляет разницу

это короткий миг, чтобы выбрать впервые, и вроде
ты идёшь по блейковой ассиметричной кости, и где-то —
в дудочке ли в кувшинчике — тебя настигает полдень

блейковы руки в ротонду ведут муравьёв,   муравьеда
что если ты всегда был этим же муравьедом
что если ты всегда будешь теми же муравьями

Комментарий

В приближении к циклу:

Очень важны — и давно, неизменно важны — ипостаси гостя, сновидца и дарителя, которому ничего не жалко; и себя тоже не жалко. И тексты об этом, надеюсь, говорят вперёд меня. Как и тут. У каждого текста цикла есть своя карточка-прообраз-страж, и каждый страж — это форма, сложенная из нескольких опытов наблюдения за башнями и её окрестностями (с внутренним компасом-органом); полная коллекция — больше, и собирается к жизни 3 года. Они говорящие, с неизбежностью перенимающие в себя рисунок Встречи; сейчас — то есть прямо здесь — они ещё и отдельные части одной большой башни, выходит вольная и выборочная анатомия — снизу вверх и дальше. А главный с детства прообраз – самая серьезная водонапорная башня из мультика «Ранго» (!).

Легенда карты:

☊ башня из Летней школы и бабочка на коленке В.
⋋ башня паломничества на пути к О. А. и Данте в Саду О. А.
⇴ башня Усть-Нарвы и поток людей близ дома Арво Пярта
✑ башня Кингисеппская и башня полевая — башни затянувшегося путешествия, случайные рамки окна, как когда случайно ночью из машины загадать желание на падающую звезду; улитка преддверия
∰ башня К., вокзальная и страшный висячий монстр на юге Москвы
✼ башня Трамвайная и спил родного мертвого дерева

Дата публикации: 26.11.2024

Полина Ходорковская

Полина Ходорковская

Поэтесса, переводчица. Родилась в 2003 году в Нарве. Студентка МГУ им. М. В. Ломоносова (кафедра зарубежной филологии). Публиковалась в журналах «Флаги», «НАТЕ» и др. Победительница суперфинала Чемпионата поэзии им. Маяковского (2024).